Духовный меч (斬魄刀, занпакуто:, досл. зарубающий духов меч) — основное оружие шинигами, арранкаров и вайзардов. Исскуство владения духовным мечом называется зандзюцу (斬術, досл. исскуство зарубать).
Слабым шинигами выдают безымянные, не имеющие личности мечи, называемые "асаучи" (浅打ち, "слабо бьющий"). Но духовные мечи более-менее сильных шинигами, рождённые из души хозяина, имеют уникальную личность, характер и имя. В невысвобожденной форме большинство мечей выглядят, как катана. Высвобожденная форма меча может изменяться вместе с хозяином.
Духовный меч является стандартным оружием шинигами. Это меч способен резать духовную материю, также он является одним из немногих видов оружия, используемого в сражениях с пустыми. У каждого шинигами есть духовный меч, и каждый меч уникален: с одной стороны, он отражает душу шинигами и его силу, с другой, он сам является разумным существом, духом меча, живущем во внутреннем мире хозяина. Дух даёт силу мечу и передаёт её шинигами, который его держит. Духи имеют самую разную внешность. Характером они похожи на своих хозяев.
Форма и способности меча исходят из души шинигами. После того, как шинигами узнает имя своего меча, они могут общаться друг с другом и вместе становиться сильнее. Мечи рождаются вместе с шинигами и умирают вместе с шинигами. Шинигами используют их в битве как отражение своей души. Меч всегда на стороне своего хозяина, он разделяет его убеждения. Первым шагом в освоении духовного меча является знакомство с духом.
Факты о духовных мечах
* Поскольку духовные мечи являются частью души владельца, они не могут быть заменены, и будут медленно восстанавливаться, если были повреждены.
* Размер духовного меча зависит от духовной силы владельца.
* Если шинигами пронзит сердце человека своим духовным мечом и передаст ему свою духовную силу, то человек временно станет шинигами. Но при этом очень велика вероятность того, что человек не выживет, даже если у него большое количество духовной энергии.
* У каждого духовного меча есть имя.
* Духовный меч может решить, достоин хозяин его силы или нет.
* Как правило, даже сломанные мечи возвращаются в исходное состояние после восстановления владельца.
* У духовного меча есть истинная форма. Она живёт внутри синигами-хозяина. У меча есть разум и тело.
* Шинигами могут становиться сильнее, общаясь со своими мечами.
* Духовный меч создаёт собственное духовное давление, которое можно почувствовать, как и любое другое. Его давление очень похоже на давление хозяина, но всё же немного отличается.
* Хоть это и большая редкость, но всё же бывает так, что несколько шинигами имеют одинаковые мечи. В этом случае, по древнему закону Общества душ, они должны сражаться за право обладания мечом. Победитель получает меч, проигравшего казнят.
* Вне зависимости от формы и размера меча, владелец практически без усилий им управляет, поскольку это часть его души.Капитаны Готея 13 управляют размером своих мечей, иначе они были бы размером с небоскрёб. Поэтому нельзя судить о силе противника только по размеру его меча.
Обретение духовного меча
Шинигами очень близко знаком со своим мечом. Их связь очень глубока, хотя и вначале она односторонняя — хозяин просто не слышит голос своего меча.Обычно их знакомство происходит во внутреннем мире шинигами, когда он спит. Шинигами создаёт духовный меч, концентрируя свою духовную силу в форме меча.
Недостаточно просто знать имя своего меча. Если хозяин передаёт мечу свою силу, оружие становится намного сильнее. Чтобы использовать меч на полную мощь, нужно быть очень близко знакомым с ним.
Общение с мечом
Духовный меч — гордое существо и часто очень темпераментное. Его настроение зависит от того, как хозяин к нему относится, ну и, разумеется, от характера меча. Это позволяет шинигами влиять на то, будет ли меч сражаться в полную силу или нет.
(Например, Аясагава Юмичика обычно при высвобождении своего меча называет его Фуджикудзяку (яп. "лиловый павлин"), хотя его настоящее имя — Руриирокудзяку ("лазурный павлин"). Он знает, что любимый цвет его меча — лазурный, а самый нелюбимый — лиловый. Он делает это для того, чтобы не показывать свою истинную силу. Меч ненавидит это прозвище, он становится угрюмым и высвобождает лишь часть своей силы. Таким образом Юмичика скрывает то, что его меч магического типа, так как в одиннадцатом отряде есть негласный закон о том, что их мечи должны использоваться только для ближнего боя. Руриирокудзяку полностью раскрывает свой потенциал только тогда, когда хозяин называет его настоящее имя)
Внутренний мир
Обычно, только хозяин может увидеть дух своего меча. Меч живёт в его "внутреннем мире", созданном в подсознании шинигами. Внутренний мир каждого синигами уникален и сильно отличается от внутреннего мира других. Дух меча может перенести его хозяина в его внутренний мир, хотя шинигами может самостоятельно достигнуть этого медитацией.
Основные силы
Духовное погребение (魂葬, консо:): Шинигами отправляют скитающихся по земле плюсов либо в Общество душ, если они хорошо себя вели, будучи живыми, либо в ад, если они совершали злодеяния (убийства, кражи и т.д.). Чтобы совершить духовное погребение, шинигами прикладывает рукоять своего меча ко лбу плюса.
Очищение пустых: Когда пустого разрубают духовным мечом, это смывает грехи, совершённые им после смерти и отправляет его в Общество душ (или в ад). Души, живущие в Обществе, через некоторое время перерождаются в мире живых.
Формы
В зависимотси от умения шинигами общаться с мечом и контролировать его, меч может принимать две дополнительные формы (и возвращаться обратно в обычную). Эти две формы, называемые шикай и банкай, являются чем-то вроде "апгрейда" меча — он получает способности, намного превосходящие его использование просто как меча. Обычно шинигами носят меч в невысвобожденной форме и высвобождают при необходимости.
Духовный меч может изменять размер в зависимости от духовной силы владельца.
Все духовные мечи имеют два уровня высвобождения. Первый называется "шикай" (яп. "начальное высвобождение"), а второй — "банкай" (яп. "полное высвобождение"). Шинигами должен владеть обоими, чтобы стать капитаном.Силы и форма шикая и банкая зависят от меча и силы владельца, а также могут изменяться с тренировками.
Асаучи (浅打ち, яп. "слабо бьющий"): Безымянные мечи, используемые самыми слабыми шинигами. Также их используют те, кто ещё учится и не является частью Готея 13. Ещё так называют мечи тех, кто не может общаться со своим мечом — сила их мечей сильно уменьшена.
Невысвобожденный
Большинство духовных мечей являются катанами с индивидуальными декоративными изменениями, но встречаются и другие виды:
Катана (刀): Катаной называется немного изогнутый японский меч обычных размеров и длиной клинка более 60 см. Её отличительными признаками являются изогнутый, тонкий, заточенный с одной стороны клинок, круглая или квадратная гарда и рукоять достаточной длины, чтобы держать меч двумя руками.
Вакидзаси (脇差 (わきざし), "вставляемый сбоку"): Короткий меч длиной от 30 до 60 см (обычно 50). Он похож на катану, только короче. Вакидзаси обычно носят вместе с катаной (такая пара называется дайсё — "большой и маленький"). Катану часто называют длинным мечом, а вакидзаси — дополнительным.
Нодати (野太刀 (のだち) "полевой меч"): Нодати тяжелее пользоваться из-за его размера и веса. С другой стороны, рукоять от 30 до 33 см и клинок длиной 122 см даёт большую силу атаки.
Танто (短刀, танто:, "короткий меч"): Танто обычно называют ножом или кинжалом. У него односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть, до одного сяку). Танто — колющее оружие, но его можно использовать и как рубящее.
Духовный меч можно спрятать в каком-нибудь предмете, подходящем по форме и размеру. Например, Урахара Киске, Ямамото Шигекуни Генрюусай и Инаба Кагероза прячут свои мечи в тростях. Трость Ямамото выглядит, как толстая палка, рассыпающаяся при высвобождении меча. Меч Урахары представляет собой сикомизуэ — трость со скрытым в полости клинком. Трость Инабы исчезает в зелёном свете при высвобождении меча.
Пока хозяин находится без сознания, меч возвращается в невысвобожденную форму.
Шикай
Шикай (始解, яп. "начальное высвобождение") это вторая форма (или первая усиленная форма) духовного меча. Чтобы активировать её, шинигами должен знать имя своего меча. Проблема не в том, чтобы выбрать ему имя, у духа оно уже есть. Поэтому шинигами должен уметь общаться и ладить со своим мечом. Чтобы узнать имя меча, нужно отправиться в свой внутренний мир и спросить его.
Меч изменяет форму и получает особые способности после прочтения его хозяином команды высвобождения (кайго), содержащей имя духовного меча. Важно, что у каждого меча своя фраза, так же, как у каждого меча свои способности. Команды могут сильно различаться и длиной, от простого глагола до короткого стихотворения. Они часто касаются способности меча или намекают на природу его духа. Этот шаг может быть пропущен сильным шинигами, который изучил банкай. Иногда шинигами, ещё не изучивший банкай, может высвободить свой духовный меч, просто назвав его имя.
Достижение шикая — оценка контроля духовного меча, и это, кажется, требование для продвижения в рядах шинигами, поскольку большинство офицеров способны высвобождать шикай. Это также требуется, чтобы достигнуть ранга лейтенанта, поскольку большинство капитанов обращают внимание именно на это.
Банкай
Банкай (卍解, яп. "полное высвобождение") - это вторая и последняя стадия высвобождения духовного меча. Чтобы достигнуть банкая, нужно быть в состоянии материализовать и покорить дух меча. Материализация — противоположность тому, когда шинигами втягивается в свой внутренний мир. Вместо этого владелец должен вызвать дух меча в реальный мир. Обычно требуется не менее десяти лет тренировок, чтобы научиться материализовывать дух меча, вдобавок нужно обладать огромной силой, чтобы справиться и подчинить его.
Формы и способности шикая и банкая зависят от духа меча. Они также могут изменятся вместе с силой и мастерством владельца. Но в общем, сила синигами в банкае вырастает в 5-10 раз. Только самые сильные шинигами могут использовать банкай. Даже в четырёх благородных семьях, члены которых всегда исключительно талантливы, только раз в несколько поколений рождается шинигами, способный к банкаю. Все, кто достиг банкая, сыграли значительную роль в истории Общества душ.
Куросаки Ичиго и Урахара Киске — единственные известные люди, которые достигли банкая за гораздо более короткий срок с помощью гораздо более опасного метода. Используя специальное устройство, созданное Урахарой, которое насильственно материализует дух меча (таким образом обходится значительная часть обучения), они смогли достигнуть банкая в течение трех дней вместо обычных сотен лет. После успешного тестирования устройства и достижения банкая, Урахара заявил, обучение с помощью этого способа более трех дней подряд может оказаться фатальным. В связи с этим Ичиго был также вынужден достигнуть банкая в течение трех дней.
Недостатки: Достатощно мощный поток духовной энергии может нарушить ритм банкая. Самый большой недостаток банкая в огромной силе, которую он испускает. Также его сила и форма часто далеки от обычного оружия. По этой причине, чтобы научиться использовать его силы полностью и эффективно, нужно тренироваться с ним хотя бы десяток лет. Без этого использование банкая в сражении может быть опасно для его владельца и окружающих.
Ресуррекшион
Ресуррекшион (帰刃 (レスレクシオン), рэсурэкушион, исп. "resurrección" — "воскресение", яп. "возвращение клинка") возвращает в человекоподобное тело арранкара сущность его боевых способностей пустого. Это похоже на шикай шинигами, только в отличие от занпакто, катана арранкара исчезает в его теле, меняя его человеческое обличие на то, которое у него было когда он был пустым, увеличивая и его силу.
(с) взято с Бличвики